Садитесь, дети!

Материалы статьи журнала Авторевю №9 2015 года.

В России больше не должно быть некачественных детских кресел: по требованиям Технического регламента Таможенного союза, с 1 января 2015 года все они обязаны соответствовать европейскому Правилу ECE R44/04. Уже неплохо! Но это — по регламенту. А мы их будем испытывать по нашей новой методике. Какое кресло лучше?
Мы проверили 16 удерживающих устройств так называемой группы 1 (для ребятишек весом от 9 до 18 кг), причем, наряду с обычными креслами, у нас имелось одно бескаркасное сиденьице и два «альтернативных» варианта — бустер и адаптер.

Нам были особенно интересны кресла, произведенные в России. За те девять лет, что прошли после предыдущего масштабного теста Авторевю, у нас наконец-то появились заводы, выпускающие настоящие детские кресла. Например, кресло Siger Трансформер-Прайм для групп 1-2-3 производства рязанского ООО «Форс» похоже на французское сиденье Nania Beline SP: качественная на вид пластмасса, простое крепление штатным (автомобильным) ремнем, разборная конструкция, позволяющая, когда ребенок подрастет, использовать подушку как бустер. Правда, два других российских образца вызывали меньше оптимизма: это костромской адаптер ФЭСТ, дополненный нынче «сбруей» для ножек малыша, и бескаркасное кресло Berry производства ООО «ТРЕЙД» из Ульяновской области.

А вот креслице Смешарики — сюрприз! — сделано не у нас, а в Китае. Равно как и недорогое «английское» кресло Happy Baby Voyager. А китайское сиденьице Babyton LB-513 можно найти в магазинах и под другими названиями: Пилот, Еду-Еду, Мишутка… Последнее я сам видел в Тольятти.

Кстати: согласно Федеральному закону от 23 июля 2013 г. №196-ФЗ, штраф за нарушение правил перевозки детей составляет 3000 рублей

Кстати, побродив по магазинам, я пришел к выводу, что доля российской продукции по-прежнему исчезающе мала: почти все недорогие «ременные» кресла делают на пяти-шести фабриках в Китае, а затем присваивают им различные имена, причем иног­да методом «перекрестного опыления». Например, бустер и кресло одной и той же марки Kenga сделаны в Китае на двух разных заводах.

Среди кресел, фиксируемых автомобильным ремнем, честь именитых производителей будут отстаивать немецкие сиденья Römer King II LS и Recaro Young Sport, а также японское кресло Carmate Kurutto NT2. Из кресел, где ребенок удерживается «столиком безопасности», мы выбрали породистые Cybex Pallas 2-fix и kiddy phoenixfix pro 2. А эффективность замков Isofix, дополненных «якорным» креплением Top Tether, мы проверим на примере сидений Römer Trifix и Casualplay Q-Retraktor Fix.

На этот раз к проекту присоединилась компания Автодети. Помимо того что это крупный мультибрендовый дилер детских кресел, сайт avtodeti.ru — еще и серьезный информационный ресурс о детской безопасности. Уговорились, что Автодети предоставят нам кресла, а мы займемся всем, что связано с испытаниями.

В голове манекена Q3 установлено три акселерометра, в «позвоночнике» смонтирована еще дюжина сенсоров, измеряющих усилия и моменты, действующие на нижнюю и верхнюю части шеи, а всего датчиков 28. Сенсорами давления на брюшную полость «трехлетний малыш» не комплектуется: они доступны только для манекенов Q6 и Q10, имитирующих детей постарше, в возрасте шести и десяти лет соответственно

Наличие сертификата соответствия Правилу ECE R44/04 либо ГОСТу Р 41.44-2005, увы, не гарантия безопасности. Для их выдачи в России аккредитовано более десятка организаций, не имеющих должного оборудования для испытаний детских кресел

Чем лучше фиксация кресла, тем выше безопасность. Поэтому «ременное» сиденьице при установке необходимо как можно плотнее вдавить в задний диван и только затем сильно затянуть ремень, начиная с поясной лямки и заканчивая диагональной

За покупкой кресла лучше всего отправиться­ вместе со своим малышом, причем именно на том автомобиле, на котором оно будет использоваться. Убедитесь, что ребенку удобно сидеть, а вам — удобно устанавливать кресло и управляться со «сбруей»

А вот важное новшество испытательной базы: в лаборатории пассивной безопасности АвтоВАЗа появились современные детские манекены Q-серии, так что теперь можно измерить ускорение таза и — главное! — нагрузки на шею. Нашим бесстрашным и бесстрастным помощником стал манекен Q3 — «ребенок» ростом 98,5 см и весом 15 кг, который должен помещаться в креслах группы 1 (от 9 до 18 кг). Должен-то он должен, но диапазон регулировок внутренних ремешков у кресел Kenga YB 704 и Happy Baby Voyager оказался недостаточен — и для фиксации манекена пришлось воспользоваться ремнем автомобиля. Но это простительно: кресла универсальные, и инструкции допускают пристегивание штатным ремнем автомобиля детей весом от 15 кг.

Как и девять лет назад, для испытаний мы будем использовать фрагмент кузова универсала Лада Калина (он жестко закреплен на тележке), а сами удары проведем с помощью так называемой «малой катапульты». Система резиновых жгутов как из рогатки выстреливает тележку — и она врезается в «пятку» гидроцилиндра.

Лучшую безопасность обеспечивают кресла­ с креплением Isofix и «якорным» ремнем Top Tether (либо с упором в днище автомобиля)

А самое важное отличие от предыдущих тестов — новая методика. Вместе со специалистами АвтоВАЗа мы потратили год на ее разработку: отныне она включает не только фронтальный, но и боковой удар. Причем оба удара «жестче», чем при нынешних краш-тестах Euro NCAP! Дело в том, что в последнее десятилетие многие находящиеся в подвергаемых краш-тестам автомобилях детские кресла получали от экспертов Euro NCAP максимум баллов — и различия между хорошими и очень хорошими креслами как бы перестали существовать. А наша задача — выявить разницу. Поэтому импульс для фронтального удара мы увеличили. Если во время наших недавних краш-тестов Гранты и Калины, разбитых на скорости 64 км/ч, пиковое замедление кузова достигало 33,9 g, то для наших испытаний детских кресел мы подняли перегрузку до 38 g. Это как если бы те же Гранта или Калина врезались в деформируемый барьер не на 64 км/ч, а примерно на 68—70 км/ч. Для бокового же удара мы выбрали замедление в 31 g вместо евронкаповских 26 g.

Развитые боковины и высокий подголовник обязательны для детского кресла: они уберегут малыша в случае наезда сзади и при боковом ударе

Понятно, были опасения, что при столь жестких испытаниях обезопасить малыша не сможет ни одно из наших кресел, устанавливаемых по ходу движения, — нагрузки на «ребенка» будут выше, чем при установке против хода.

Сначала мы взвесили кресла. Самое легкое среди полноразмерных (адаптер, бустер и бескаркасная «тряпка» не в счет) — китайское сиденье Kenga (3,45 кг), а самое массивное — японское Carmate (12,8 кг). Но в нашем случае масса говорит лишь о том, легко ли будет переносить креслице.

Внутренние ремешки должны быть шириной не менее 25 мм и иметь широкие накладки на плечевых лямках. Замок ремней должен быть компактным, прикрытым с тыльной стороны мягкой накладкой и иметь утоп­ленную кнопку

Безопасность же в гораздо большей степени зависит от соблюдения рекомендаций по креплению сиденья. И здесь мы уже учитывали четкость и понятность маркировок, наличие контрольных индикаторов и блокировок, исключающих неправильный монтаж (о том, что случится, если неверно пристегнуть креслице, можно прочесть на следующих страницах). Риск допустить ошибку при установке кресла оценивался в баллах от нуля до десяти (чем оценка выше, тем риск ниже). Вместе с вазовскими специалистами и экспертом компании Автодети Сергеем Керженцевым мы сошлись на том, что практически невозможно ошибиться, фиксируя автомобильным ремнем кресла Carmate и Römer King II LS, равно как и защелкивая на Isofix-скобы кресла kiddy и Cybex, где ребенок «запирается» съемным столиком, — девять баллов из десяти. А сложнее всего (три балла) разобраться в обилии лямок адаптера ФЭСТ и бескаркасного кресла Berry: вероятность ошибки столь же велика, как при фиксации сидений Babyton и Kenga YB 704. Не обошлось и без курьезов. Мы так и не смогли поставить на ремень дополнительный фиксатор-прищепку, что идет в комплекте с сиденьями Смешарики и Siger: в Калине для этого фиксатора просто не осталось места между замком штатного ремня и корпусом креслица! От досрочной дисквалификации Смешариков и Siger спасли продавцы-консультанты, которые советуют покупателям… пристегивать кресло без дополнительной фиксации ремня.

При испытаниях боковым ударом (фото слева) переднее кресло не нужно, поэтому его место займет кронштейн со скоростной камерой. Для фронтального удара (справа) камера переехала на левый бок, а фрагмент кузова Калины дополнительно закреплен на тележке двумя упорами-раскосами, поскольку пиковая перегрузка выше: 38 g против 30 g при боковом ударе

Диапазон регулировки внутренних ремешков должен позволять отрегулировать их именно под вашего ребенка: плечевые ветви обязаны проходить чуть выше плеч. Если креслице покупается «на вырост», запас по регулировке должен быть не менее 10 см

Какие напасти подстерегают сидящего в своем кресле ребенка, если машина попадает в аварию? При фронтальном ударе самые опасные — нагрузки на шею. Мышцы еще слабенькие, а голова-то уже тяжелая! Манекен Q3 позволяет измерить силы и моменты, действующие как на нижнюю, так и на верхнюю части шеи. Но поскольку комитет Euro NCAP пока что никак не регламентирует ни изгибающий момент, ни силу растяжения шеи для трехлетних детишек, мы, как и во время теста адаптеров в Германии, решили опираться на критерии, принятые для взрослых. И оказалось, что абсолютно безопасный «взрослый» порог по изгибающему моменту в 42 Нм был немного превышен только при использовании адаптера ФЭСТ (42,5 Нм).

Так что о безопасности шейных позвонков мы будем судить по усилию растяжения. Лучшим оказалось кресло kiddy — менее 2 кН при безопасном пределе 2,7 кН. В эти рамки уложились еще сиденья Carmate, Cybex и Siger. Неприятным сюрпризом стало то, что этот экзамен провалило дорогое кресло Römer King II LS, равно как и сиденьица Kenga YB 704 и Happy Baby Voyager, а также все устройства, допус­кающие пристегивание маленьких детей штатным ремнем автомобиля. При использовании адаптера, бустера или бескаркасного кресла кивок манекена был таким, что усилие выходило за рамки «красных» 3,3 кН.

Я затягивал внутренние ремешки с тарированным усилием, одинаковым для всех кресел. А эксперт компании Автодети Сергей Керженцев (на фото слева) затем еще и проверял затяжку с помощью нехитрого житейского правила: под диагональные ветви ремня не должно проходить более двух пальцев

При выборе нового или подержанного автомобиля убедитесь, что в нем есть не только скобы Isofix, но и крепления для «якорного» ремня Top Tether

Эти же изделия едва ли уберегут от повреждений и голову ребенка. Несмотря на отсутствие жесткого контакта со спинкой переднего сиденья, замедление головы превысило «красный» порог в 100 g — считайте, что сильное сотрясение мозга гарантировано! Та же участь постигнет ребенка и в кресле Casualplay: здесь во время удара разрушился хлипкий механизм наклона «чаши», ложемент вместе с манекеном устремился вперед — и «ребенок» с силой приложился головой о переднее кресло. А отличниками, как и в случае с нагрузками на шею, стали кресла kiddy, Cybex, Carmate и Römer Trifix: замедление головы менее безопасных 87 g.

Нагрузка на таз немного превысила 100 g только в кресле Babyton, но таз, слава богу, не голова. Главное — чтобы не было опасного эффекта подныривания, которое может привести к повреждению живота. И здесь, как показали кадры скоростной видеосъемки, наибольший риск представляет бескаркасное кресло Berry: во время удара оно попросту порвалось — и ремень съехал с бедер на грудь. При этом замедление таза составило неопасные 70,2 g.

Теперь — о перегрузке груди. В границы «зеленого коридора» (до 50 g для трехлетних детей) уложились лишь сиденья Siger и Cybex. А «красный» рубеж в 65 g, наряду с сиденьями Berry, Casualplay и обоими изделиями марки Kenga, переступило даже кресло Römer King II LS.

Переднее сиденье отодвигайте до упора вперед, а его спинку ставьте вертикально. Таким образом снижается риск удара малыша о спинку переднего сиденья в случае лобового столкновения

Измерили мы перегрузку груди и при ударе сбоку, причем на этот раз границу «красной» зоны расширили на 15 g, до 80 g. Дело в том, что боковой удар — более скоротечный, а опасность от перегрузок прямо пропорциональна длительности их воздействия. Но кресла kiddy, Kenga, Nania и Römer King II LS не вписались и в этот лимит. Несмотря на то что голову малыша при ударе сбоку эти кресла оберегают отлично (ускорение не превысило «зеленых» 72 g), форма их боковин плохо подходит для защиты груди в Калине.

Кресла Carmate и Happy Baby с их слишком жесткими боковинами подголовников не уберегли ни голову, ни грудь (перегрузки превысили 90 g), так что действующий на шею небольшой изгибающий момент (максимум 49,4 Нм при опасном пороге 57 Нм) — слабое утешение. Тем паче что у всех остальных кресел нагрузки на шею при ударе сбоку «зеленые» или подающие надежды «желтые».

После каждого удара мы меняли ремень безопасности. А после испытаний Isofix-кресел — еще и спинку заднего дивана, получившую повреждения

Из-за разрушения внутренних механизмов при фронтальном ударе кресло Casualplay Q-Retraktor Fix грозит ребенку не только сильным ударом головой о переднее сиденье, но и переломами ног, оказавшихся в капкане

Ставьте креслице по возможности сзади по центру — по статистике, это наименее уязвимая зона­ автомобиля при различных столкновениях. Если­ крепления Isofix есть толь­ко на крайних местах, монтируйте детское кресло справа

А вот у некресел… К испытаниям боковым ударом мы их попросту не допустили: опасались за сохранность недешевого манекена. К тому же, наши испытания в Германии показали, что даже при более слабом боковом ударе ни бустер, ни адаптер не уберегут «малыша» от сильного удара головой о дверь.

Финальный рейтинг мы подсчитывали так. Весомость итогов как фронтального, так и бокового ударов — по 35%. Сами же оценки выставлялись по такому принципу: если перегрузка в пределах «зеленой» зоны — десять баллов, а если превышает «красный» предел — ноль. А оставшиеся 30% — за снижение риска как неправильной установки самого кресла, так и фиксации в нем ребенка.

Провал всех «иных средств», включая бустер, для нас не стал неожиданностью. А неприятно удивило то, что лишь чуть лучше выступили и многие недорогие кресла — те, что фиксируются на сиденье автомобиля его штатным ремнем и лишены механизмов его дотяга. Но они, в отличие от бустеров и адаптеров, хоть как-то защищают детей при ударе сбоку.

Обязательно примерьте детское кресло к заднему сиденью своего автомобиля или попросите об этом продавца. Неплотное прилегание к спинке или подушке грозит сильными динамическими колебаниями кресла при ударе

Обескуражили и дорогие «ременные» кресла. Сиденье Römer King II LS перегрузило грудь ребенка как при боковом, так и при фронтальном ударах. Модель Carmate Kurutto NT2 оказалась опасной при ударе сбоку, а при фронтальном ударе у кресла сломался упор в днище автомобиля. Есть претензии и к сиденьицу Recaro Young Sport: при боковом ударе расстегнулся фиксатор ремня — и перегрузка груди была близка к критической.

Не оправдало надежд и кресло Casualplay Q-Retraktor Fix, даже несмотря на замки Isofix и «якорный» ремень: внутренние механизмы попросту развалились.

Не станем мы рекомендовать и кресло со столиком kiddy phoenixfix pro 2 (между прочим, именно это изделие получило от клуба ADAC максимальную оценку за безопасность): итоги бокового удара провальные.

А для своего ребенка я бы не поскупился и приобрел либо Cybex Pallas 2-fix, либо Römer Trifix. Да, дорого, но именно эти кресла обеспечили наилучшую защиту. Тем паче что крепления Isofix сейчас есть практически у каждого нового автомобиля, включая Гранты и Калины в базовых версиях.

По уровню перегрузок (31 g в пике!) наш боковой удар имитирует будущий краш-тест Euro NCAP 2016 года. Для пущей реалистичности мы использовали настоящую дверь автомобиля, а не плоский фанерный щит, как на испытаниях по методикам ECE R129 и ADAC. Лишь стекло демонтировали: по уверениям вазовцев, у Калины во время бокового краш-теста оно всегда рассыпается еще до кивка манекенов

Cybex Pallas 2-fix

итоговая оценка 9,34

Самое безопасное из испытанных нами кресел защелкивается на скобы Isofix. Но крепление не силовое, и не­удивительно, что соединительные плас­тиковые детали разрушились во время обоих краш-тестов: Isofix используется лишь для фиксации сиденья на нужном месте. Ребенок же в кресле удерживается «столиком безопасности», который огибает штатный ремень автомобиля. С точки зрения комфорта ребенка решение неоднозначное, но для безопасности конфигурация столика хороша: все нагрузки при фронтальном ударе — в границах «зеленой» зоны. А при боковом ударе отлично работают опционные внешние буферы на боковинах кресла — защита груди и головы достаточная.

Указанный производитель  Cybex GmbH (Германия)

Группа 1-2-3

Масса 11,20 кг

Römer Trifix

итоговая оценка 7,78

Нескромная цена не кажется завышенной, когда видишь, насколько продумана конструкция. Внутренние ремешки — с патентованными накладками и удобной регулировкой по высоте. Мощные боковины и массивная металлическая основа замков Isofix вкупе с ремнем «якорного» крепления — и в итоге лучшая защита при боковом ударе! Нагрузки при фронтальном ударе также невелики — лишь чуть выше «зеленых» пределов. Пожурить Römer Trifix стоит только за обманчивый индикатор натяжения «якорного» ремня: он показывает зеленую «разрешающую» полоску, даже когда вторая ветвь ремня прослаблена.

Указанный производитель  Britax-Römer Kindersicherheit GmbH (Германия)

Группа 1

Масса 10,90 кг

Carmate Kurutto NT2

итоговая оценка 5,33

Самое дорогое кресло оказалось самым тяжелым, но отнюдь не самым безо­пасным. Поворотный механизм «чаши», облегчающий посадку и пристегивание ребенка, — это здорово. Но тяжелое кресло крепится в автомобиле низко пропущенным ремнем безопасности — без механизма дотяга фиксация крайне слабая. Во время бокового удара кресло моталось по салону с самой большой амплитудой, и потому запредельные нагрузки на голову и грудь сюрпризом не стали. При фронтальном ударе критерии травмирования были невелики, но упор в днище автомобиля не выдержал и согнулся. Этому креслу необходимы «якорный» ремень и замки Isofix, но такой опции для модели Kurutto NT2, увы, не предусмотрено.

Указанный производитель Carmate Mfg. Co. Ltd. (Япония)

Группа 0+, 1

Масса 12,80 кг

Siger Трансформер-Прайм

итоговая оценка 5,10

Если судить по набранным баллам, то российское изделие оказалось лучшим среди относительно доступных универсальных кресел групп 1-2-3. Несмотря на существенную деформацию обивки двери при боковом ударе и значительный вылет кресла вперед при фронтальном (перемещение смог бы уменьшить дополнительный фиксатор ремня, но в салоне Калины его невозможно установить), «оранжевый» уровень угрозы был зафиксирован лишь из-за перегрузки головы в 81,7 g при боковом ударе. Впрочем, если бы в проеме двери мы оставили стекло (или поставили бы вместо него фанерный щит, как это нередко делают при подобных испытаниях), то результат, скорее всего, был бы хуже: на видеозаписи видно, что голова манекена вылетела из объятий подголовника. Но формальных оснований снижать оценку у нас нет.

Указанный производитель  ООО «Форс» (Россия)

Группа 1-2-3

Масса 4,25 кг

kiddy phoenixfix pro 2

итоговая оценка 4,57

На вид это кресло со «столиком безо­пасности» мало отличается от сиденья Cybex, а стоит в полтора раза дешевле. Объяснение находишь, взяв оба кресла в руки: kiddy почти вдвое легче! При фронтальном ударе меньшая инерция кресла не дала выигрыша: нагрузки на голову и шею невелики, но ускорение груди в 57 g поднимает уровень угрозы до «оранжевого». А при боковом ударе на грудь действовали уже «красные» 82,2 g! Все потому, что подголовник сделан целиком из пенопласта: его «ухо» сломалось — и большая часть нагрузки перешла на грудь.
Несмотря на высшие оценки за безо­пасность от клуба ADAC и высочайший авторитет фирмы kiddy (эти кресла нередко используют при испытаниях автомобилей по нормам Euro NCAP), мы бы предостерегли от покупки сиденья kiddy phoenixfix pro 2.

Указанный производитель  kiddy GmbH (Германия)

Группа 1

Масса 6,35 кг

Casualplay Q-Retraktor Fix

итоговая оценка 4,28

Испанская топ-модель с инерционными, внутренними ремешками, да еще с крепежом Isofix и «якорным» ремнем, судя по испытаниям ADAC, должна была выступить не хуже кресел Römer и Cybex. На это недвусмысленно указывала и цена: Casualplay лишь немногим доступнее лидеров. Увы, в обоих ударах рассыпались механизмы регулировки наклона «чаши», а вместе с ними — и надежды на хороший результат. И если при боковом ударе это почти не повлияло на защиту (развитые боковины кресла обезопасили малыша), то при фронтальном ударе — драма. «Ребенок» сильно приложился головой и ножками о спинку переднего сиденья, а на отскоке креслице «сломало» попавшие в капкан голени и ступни. За двадцать с лишним тысяч рублей можно подыскать и более безопасное кресло.

Указанный производитель  Play (Испания)

Группа 1

Масса 11,00 кг

Recaro Young Sport

итоговая оценка 3,85

Кресла Recaro манят ребятишек и их родителей богатой на вид и самой приятной на ощупь обивкой, красивыми рельефами и магией бренда, овеянного автоспортивной славой. А уж когда все это предлагается по цене вдвое ниже, чем Isofix-кресла других именитых производителей, рука сама тянется к бумажнику.
К сожалению, схема крепления ремнем безопасности без механизма его дотяга не обеспечивает должной защиты: при фронтальном ударе уровень угрозы шее и груди «оранжевый», а при боковом краш-тесте ускорение груди близко к критическим 80 g. Более того, конструкция фиксатора автомобильного ремня такова, что при ударе сбоку он готов расстегнуться от малейшего контакта с дверью. Пожалуй, не стоит поддаваться соблазну.

Указанный производитель  Recaro Child Safety GmbH (Германия)

Группа 1-2-3

Масса 8,30 кг

Смешарики SM/DK-200 Pin

итоговая оценка 2,93

Китайское кресло с ласковым русским именем пугает грубыми деталями вроде массивной металлической направляющей для автомобильного ремня, прикрученной к пластиковой спинке без шайб хиленьким болтиком М6. Прокладка под замком внутренних ремешков тоненькая, что грозит травмами гениталий. А само кресло плохо прилегает к заднему сиденью Калины: под передним краем подушки зазор около 4 см.
Но «след» ремня обозначен четко, пристегивать кресло легко. А нагрузки на голову и грудь в обоих ударах хоть и велики, но все же не превышают «красных» пределов. Вызывавший опасения крепеж направляющей ремня, как и другие элементы кресла, выдержал нагрузки — так что подтвержденных поводов для беспокойства, равно как и для оптимизма, нет.

Указанный производитель  Ningbo Dargun Baby Product Co. Ltd. (Китай)

Группа 0+, 1

Масса 5,95 кг

Römer King II LS

итоговая оценка 2,70

King II LS — это та же «ременная» модель фирмы Römer, что была у нас на испытаниях девять лет назад, только модернизированная. Увы, шансы сильно прищемить пальцы, опуская откидную «чашу» на основание, по-прежнему велики.
Несмотря на солидный вид и продуманность конструкции, кресло оказалось не в силах в полной мере защитить малыша при тяжелых авариях, моделируемых нашей новой методикой. При фронтальном ударе в опасности шея, растягиваемая «красным» усилием в 3,4 кН. А перегрузка груди оказалась слишком высока в обоих «столкновениях». И это не случайность! При краш-тесте Калины по методике Euro NCAP нагрузка на грудь в кресле King II LS вышла за границы «зеленого» порога, хотя перегрузки там были меньше.

Указанный производитель  Britax-Römer Kindersicherheit GmbH (Германия)

Группа 1

Масса 10,50 кг

Babyton LB-513

итоговая оценка 2,69

Происхождение из Гонконга — похоже, лишь уловка. Кресла Babyton ­LB-513 и их клоны с русскими названиями (Мишутка, Пилот, Еду-Еду и пр.) делают в Китае. Пропускать ремень автомобиля через отверстия в спинке креслица сложнее, чем у прочих «ременных» моделей, а правильная траектория ремня промаркирована невнятно — самая большая вероятность ошибки! При неправильном пристегивании это грозит ребенку прежде всего травмами головы. Но если кресло закреплено верно, уровень защиты приемлем: перегрузка груди тревожно-коричневая, но не «красная». Если бы не сложности с установкой, кресло Babyton оказалось бы лучшим среди испытанных нами китайских изделий.

Указанный производитель  Kimura International Limited (Гонконг)

Группа 1-2-3

Масса 5,25 кг

Nania Beline SP

итоговая оценка 2,63

Недорогое французское кресло выделяется на фоне российско-китайских изделий презентабельной и приятной на ощупь обивкой, а также мощным подголовником с развитыми боковинами — он хорошо оберегает голову при боковом ударе. И потому вдвойне обидно, что конструкция спинки кресла слабо защищает грудь: перегрузка превысила опасные 80 g.
При фронтальном ударе уровень угрозы шее «оранжевый». А по четкости маркировок и простоте монтажа Nania лидирует среди бюджетных кресел — наряду с российским Сайгером. Но провал при боковом ударе ставит французское кресло в один ряд с китайскими и не позволяет рекомендовать его даже тем, кто стеснен в средствах.

Указанный производитель  Team Tex (Франция)

Группа 1-2-3

Масса 4,60 кг

Happy Baby Voyager

итоговая оценка 1,99

Качественное английское кресло меньше чем за 6000 рублей? Вот и мы не поверили — и, заглянув в документы, обнаружили, что Voyager сделан вовсе не в Англии, а в Китае, на фабрике-филиале Jiangsu Lucky Baby Safety System. К сожалению, ребенок в этом креслице будет удачлив, только если его рост менее 90 см: тогда его можно будет пристегнуть внутренними ремешками. Нам же пришлось фиксировать манекена ростом 98,5 см с помощью автомобильного ремня. При фронтальном ударе все неплохо, но при боковом «взрослый» ремень грозит порезом шеи. Пухлая обивка моментально промялась — и выяснилось, что конфигурация и жесткость пластиковых боковин выбрана неудачно: голова и грудь испытали опаснейшие перегрузки — более 90 g. От покупки лучше воздержаться.

Указанный производитель  Happy Baby Project Ltd. (Великобритания)

Группа 0+, 1-2

Масса 7,50 кг

Kenga YB 704

итоговая оценка1,05

На первый взгляд, это китайское кресло ничем не хуже остальных. При ближайшем же рассмотрении выяснилось, что диапазона регулировки внут­ренних ремешков не хватает — как и у сиденья Happy Baby. А будучи пристегнутым автомобильным ремнем, ребенок защищен из рук вон плохо. Перегрузки головы при фронтальном ударе и груди при боковом превышают 100 g! Худшее из полноценных кресел. И низкая цена тому не оправдание.

Указанный производитель  Ningbo Youbao Children’s Products Co. Ltd. (Китай)

Группа 1-2-3

Масса 3,45 кг

Kenga LB 311 (бустер)

итоговая оценка 2,40

Формально сажать маленьких детей в бустер нельзя. Но ведь сажают, особенно в такси! Чем это грозит? С ударом сбоку все понятно: как и на наших тестах в лаборатории фирмы Römer, малыш крепко приложится головой о дверь. И даже если автомобиль оснащен занавесками безопасности, они ребенку не помогут: голова промахнется мимо подушки. А при фронтальном ударе неверное прилегание ремня вызывает сильнейшие перегрузки. С бустером Kenga все критерии травмирования превысили «красный» лимит.
Никогда не перевозите малышей в бустерах!
Ни своих, ни чужих!

Указанный производитель  Jiangsu Best Baby Car Seat Mfg. Co. Ltd. (Китай)

Группа 2-3

Масса 1,40 кг

ФЭСТ 1541.8217010

итоговая оценка 0,90

Самое дешевое в нашем тесте и, с попустительства ГИБДД, самое распространенное в регионах «иное средство», позволяющее избежать штрафа за неправильную перевозку детей. Сейчас, правда, гаишники на всех уровнях открещиваются от адаптеров, называя их опасными. Но и ФЭСТ совершенствуется: за те семь лет, что прошли после наших испытаний адаптеров в Германии, появилась система ремешков, охватывающих ножки ребенка, которая призвана исключить эффект подныривания.
У адаптера имеется сертификат соответствия Правилу ECE R44/04. У нас есть подозрения, что липовый: европейский сертификат был отозван у ­ФЭСТа еще в 2013 году, а испытания, проведенные в НАМИ, лишь подтвердили опасность данного изделия. Еще одно доказательство — наш фронтальный удар: нагрузки на шею и голову запредельные! Хотя стоит отметить, что «сбруя» работает — и эффекта подныривания не было. Но это не отменяет главного: адаптерам не место в вашем автомобиле!

Указанный производитель  ООО «Предприятие ФЭСТ» (Россия)

Группа 1-2-3

Масса 0,08 кг

Berry

итоговая оценка 0,90

Приверженцы идеи бескаркасных кресел утверждают, что подобную конструкцию сейчас разрабатывают даже в Volvo. Хотя профессор Лотта Якобсон, которая уже много лет отвечает в Volvo за детскую безопасность, об этом и слыхом не слыхивала. Ей, стороннице усаживания малышей в кресла, установленные против хода, едва бы пришло в голову доводить до ума такой «подгузник», привязываемый к спинке заднего дивана.
Сшитое в Ульяновской области «кресло» Berry, по бумагам соответствующее ECE R44/03, при ударе порвалось в лос­куты! Благо «ребенка» все же удержал штатный ремень безопасности автомобиля — и нам не пришлось краснеть перед вазовцами из-за поврежденного манекена. Но подныривание было чудовищным: ремень съехал малышу на грудь. А нагрузки таковы, что шансы выжить ничтожно малы. Такие «кресла» должны быть запрещены на законодательном уровне!

Указанный производитель ООО «ТРЕЙД» (Россия)

Группа 1-2-3

Масса 0,43 кг

Сертификация: российская версия 

Денис ЗАГАРИН

Заместитель генерального директора НАМИ и директор Центра испытаний (Дмитровский автополигон), президент Ассоциации автомобильных инженеров, эксперт Всемирного форума ООН по согласованию требований к конструкции автотранспортных средств

Детские удерживающие устройства в России подлежат обязательной сертификации еще с 2007 года. А с 1 января 2015 года все детские кресла, продаваемые в нашей стране, должны соответствовать Техническому регламенту Таможенного союза, в котором приведена ссылка на Правило ECE R44/04. Иными словами, сейчас у нас действуют те же требования к детским удерживающим устройствам, что и в других странах Женевского соглашения 1958 года, в том числе и в странах Евросоюза. Самое важное, что вскоре техрегламент будет дополнен и Правилом ECE R129, предусматривающим испытания еще и на боковой удар.

Осталось лишь убедить ГИБДД и правительство убрать из пункта 22.9 Правил дорожного движения нелепое дополнение, разрешающее пристегивать детей с помощью «иных средств». Кстати, в 2013 году рабочая группа Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН по пассивной безопасности уже вынесла свое решение в отношении адаптеров и прочих «совокупностей из лямок и направляющих» — то есть это не может считаться детскими удерживающими устройствами, а все ранее выданные сертификаты отозваны. Со своей стороны мы приложим максимум усилий, чтобы уже в этом году была внесена поправка в ПДД, ставящая «иные средства» вне закона.

И все же основной проблемой, связанной с безопасностью детских удерживающих устройств в России, является не законодательная база как таковая. Беда в выдаче большого количества аккредитаций, то есть предоставлении тем или иным организациям права проводить испытания подобных устройств. Несмотря на то что в России только в НАМИ и на АвтоВАЗе есть оборудование, необходимое для проведения таких тестов, правом проверять детские удерживающие устройства были наделены более десятка организаций! Не нужно быть профессионалом, чтобы понять: ни о каких полноценных испытаниях не может быть и речи.

Другая проблема в том, что даже сертифицированные в Европе кресла (в рамках Женевского соглашения 1958 года Россия признает результаты испытаний, проведенных за рубежом) не всегда в полной мере соответствуют требованиям нашего техрегламента — например, по час­ти комплектующих или сопроводительной документации. В 2011 году мы начали регулярно проводить выборочные проверки приобретенных в розничной сети детских удерживающих устройств, включая фронтальные краш-тесты согласно правилу ECE R44/04. За четыре года испытано 55 образцов — и несоответствия по части инструкций и маркировок выявлены даже у кресел именитых марок. А всего по этому параметру мы забраковали 36 из 55 изделий. Но еще хуже то, что 26 из 55 образцов, как показали наши краш-тесты, не отвечали требованиям по безопасности. И это, подчеркну, при наличии сертификатов. Конечно же, липовых.

Методики

Наиболее известные независимые испытания детских удерживающих сис­тем — те, что проводятся немецким автоклубом ADAC и в рамках программы Plus Test шведского научно-исследовательского дорожно-транспортного института VTI. Как эти методики соотносятся с испытаниями Авторевю и краш-тестами Euro NCAP, проводимыми не на разгонных тележках, а на реальных автомобилях?

Энергия, а следовательно, и тяжесть удара при «тележечном» тес­те определяются не скоростью перед столкновением, как в случае с краш-тестом автомобиля, а величиной замедления и длительностью импульса. Например, при фронтальном ударе по сертификационным правилам ECE R44/04 и ECE R129 (методика одинакова для обоих правил) замедление более 20 g должно длиться не менее 15 миллисекунд, а пик не должен превысить 28 g. Это «мягче», чем при ударах ADAC и VTI (Plus Test), где перегрузка более 20 g должна действовать втрое дольше, не менее 45 мс. При этом шведский тест требовательнее немецкого — даже несмотря на то, что пиковое замедление меньше (35 g вместо 37 g): длительность перегрузки более 30 g, по нормам VTI, составляет 37 против 13 миллисекунд. При наших испытаниях замедление выше 30 g длится 17 мс, а его пик — 38 g. То есть примерно посередке между условиями ADAC и Plus Test.

Это заметно «жестче» тех перегрузок, которые испытывает манекен трехлетнего ребенка, усаженный в детское кресло позади водителя при краш-тестах по программам Euro NCAP или ARCAP. Например, замедление левого порога Калины составило 33,9 g, а перегрузка более 30 g длилась всего 10 мс. Потому и нагрузки на манекен в одном и том же кресле­ Römer King II LS при наших стендовых испытаниях были выше, чем в Калине: трехмиллисекундный пик замедления головы составил 88,3 g против 80,5 g, а максимальное замедление груди — 67,8 g вместо 52,3 g.

Боковой же удар пока не является обязательным при сертификации. А стандарт i-Size (ECE R129) носит рекомендательный характер и предписывает импульс ускорения (тест проводится при разгоне тележки) в 11 g в течение 60 мс. По схожей методике мы семь лет назад испытывали альтернативные детские удерживающие устройства в лаборатории фирмы Römer. Сейчас мы со специалистами АвтоВАЗа пошли другим путем. Взяли данные перегрузок кузова Калины во время бокового краш-теста по нынешней методике Euro NCAP — и увеличили импульс в сторону ужесточения в соответствии с изменениями Euro NCAP 2016, когда масса тележки, врезающейся в автомобиль на 50 км/ч, будет увеличена с 950 до 1300 кг. Наш импульс получился чуть короче, чем по Правилу ECE R129 (50 мс вместо 60 мс), но сама перегрузка втрое выше: 31 g в пике. Похоже, что наши испытания боковым ударом — самые требовательные!

Цена ошибки

По статистике, половина кресел, закрепляемых штатным ремнем безо­пасности, фиксируется неправильно.­ Чем грозит даже незначительная ошибка?

Устанавливая кресло Babyton, я провел поясную лямку ремня автомобиля не под «ухом» подушки сиденьица, а над ним.

Удар — и кресло с плохо зафиксированным правым углом разворачивает влево. Вылет вперед был таким, что манекен крепко приложился о спинку переднего сиденья. Ускорение головы в течение трех миллисекунд составило 144 g, почти в полтора раза больше безусловно опасных 100 g, когда неизбежно сильное сотрясение мозга! И это при том, что недорогое китайское кресло Babyton — пусть и не эталон безо­пасности, но, будучи правильно закрепленным, в состоянии уберечь ребенка при фронтальном ударе.

В этом мы убедились, когда повторили испытание, уже с правильным монтажом. Перемещение вперед было существенно меньше, и манекен не достал головой до переднего сиденья — перегрузка составила «желтые» 90 g.

Так что внимательно читайте инструкцию, устанавливайте кресло без суеты и обязательно — даже когда очень спешите! — дважды проверьте, правильно ли пристегнуты сиденьице и ребенок в нем.

Евростандарт

Новый европейский стандарт i-Size (Правило ECE R129) для детских кресел начал действовать в середине 2013 года. Пока он является лишь рекомендательным и вводиться будет постепенно, в три этапа. Первый этап — требования к креслам с Isofix-крепежом. Второй этап — требования к бустерам, которые должны будут иметь развитые боковины для защиты при боковом ударе. Третий этап — требования к так называемым «интегральным удерживающим устройствам», в просторечии — люлькам, пристегиваемым штатным ремнем безопасности. Правило ECE R129 окончательно заменит обязательные требования ECE R44/04 только к 2018 году.

Чем же хорош новый стандарт?

Во-первых, это универсальность крепления, обеспечивающего максимальную безопасность. Кресло должно быть обязательно оснащено замками Isofix, упором в днище автомобиля (так называемой «ногой») либо якорным ремнем Top Tether. А логотип i-Size на вашем автомобиле подскажет, что с установкой такого кресла не возникнет проблем, как, например, случается в некоторых компакт­вэнах с бардачками в днище, когда «нога» упирается в хлипкий пластик.

Во-вторых, стандарт i-Size, в отличие от правила ECE R44/04, предусматривает испытания на боковой удар. Методика пока не слишком требовательна (перегрузки всего 11 g в течение 60 мс), но это лучше, чем ничего.

В-третьих, стандартом вводится обязательная посадка против хода для детей в возрасте до 15 месяцев. Как уже доказано краш-тестами, включая и наши недавние испытания Гранты и Калины, посадка против хода обеспечивает лучшую защиту младенцев. Прежний стандарт ECE R44/04 предписывал ее только для малышей моложе девяти месяцев.

В-четвертых, краш-тесты по правилу ECE R129 будут проводиться с помощью новейших Q-манекенов, способных, в отличие от устаревших «болванов» Р-серии, измерять сжатие груди, усилия, действующие на шею, и ускорение таза.

В-пятых, классификация детских кресел проводится только в зависимости от роста детей, а не от их веса или возраста. Например, для ребенка рос­том 115 см, по новому стандарту, высота спинки креслица должна быть не меньше 66 см, а ширина между боковинами — не менее 32 см.